Во второй половине 18 века на территории царской России вспыхнуло необычное духовное пробуждение- движение молокан. Сотни тысяч людей начали оставлять православную веру, сжигать иконы и собираться по домам для чтения Библии и молитвы. За короткое время более 500 тысяч человек (некоторые источники называют 1,2 миллиона) присоединились к молоканскому движению.
Среди историков нет однозначного мнения как появились молокане. Также открытым остаётся вопрос: являлись ли они первыми протестантами в России в следствии реформации в Европе или это было сектантское движение внутри православной церкви?
Существует три основных версии происхождения молокан.
Первая версия: движение молокан эволюционировало от секты духоборов. Приверженцы этой теории указывают на то, что распространитель молоканского учения Семён Уклеин был зятем основателя духоборов Иллариона Поберохина. Но если внимательно сравнить учение духоборов и молокан, то там нет ничего общего. Духоборы были мистическим культом, полностью отвергавшим Библию и даже считавшей её «большой хлопотницей». Молокане же, наоборот, основывали своё учение только на Библии, принимая её как слово от Бога.
Вторая версия: в средине 18 века в Харьковскую губернию приехал отставной военный из Англии. Он поселился в селе Охочем Змиевского уезда и начал проповедовать среди местных крестьян. Через какое-то время его учение подхватил Семён Уклеин и распространил его по всей Российской империи.
Третья версия: при правлении Екатерины II, русский генерал Тверщиков и его помощник, являющийся младшим офицером, были посланы в Англию по общественным делам. Там они познакомились с квакерами и приняли их веру. По возвращению в Россию, из-за своей высокой должности генерал не решался говорить другим о своей вере, зато младший офицер поделился радостной новостью в своей родной деревне. Одним из первых обращённых в новую веру стал Семён Уклеин.
Тщательно изучая учение молокан, я заметил, что оно практически идентично с учением английских квакеров.
Молокане, как и квакеры:
- не принимали водное крещение и отвергали евхаристию, воспринимая эти таинства аллегорически
- делали большое ударение на внутреннее просвещение - учение, которе выдвинул основатель квакеров Джордж Фокс
- во время собраний молча ожидали Божьего присутствия, после чего начинали радостно прыгать или впадать в экстаз
Но как-бы там не было, достоверным фактом является то, что самым знаменитым распространителем молоканского учения является Семён Уклеин.
Семён Уклеин родился в 1727 году в деревне Уварово, Тамбовской губернии. С самого детства Семён искал Бога и усиленно читал Библию. В молодом возрасте он познакомился с новым движением молокан и в скором времени уже возглавил его. Начиная с 1760 года Семён начал проповедовать и с большим успехом организовывал новые общины, группируя около себя помощников из лучших грамотеев того времени.
Отправной точкой для молоканства стал 1765 год, когда Семён Уклеин, окружённый своими 70 учениками, торжественно, с пением библейских псалмов вошел в город Тамбов для открытой проповеди Евангелия (такие вхождения практиковали квакеры).
После этого события, несмотря на сильные гонения, молоканство начало массово распространяться по всей российской империи. Уклеин и его ученики обращали к Богу целые города и села.
После его проповедей крестьяне меняли образ жизни, уходили из православной церкви и начинали собираться по домам для служений.
Говорят, что когда Екатерина II узнала о массовом распространении молоканства в империи, она попросила изложить ей основы их веры. Прочитав письмо от молокан, в котором утверждалось, что их вера основана только на Библии, Екатерина, будучи сама воспитана в протестантской семье, дала молоканам полную свободу.
Но в 1830 году после того, как на трон взошёл Николай I, с подачи русской православной церкви на молокан начались сильные гонения. Самых заядлых проповедников садили в тюрьмы, а остальных ссылали в Закавказье. Поэтому через какое-то время именно Кавказ стал центром молоканства в России.
Первые молокане были пацифистами, не курили табак и не пили алкоголь. Браки разрешались только среди своих единоверцев. Также соблюдалась сильная строгость в одежде и большое культовое почитание старших. На их служениях обильно практиковались дары Святого Духа: пророчество, иные языки, слово знания и исцеления.
В знаменитой книге Демоса Шакарияна «Наисчастливейшие люди на земле» описана интересная история о том, как в 1900 году в их армянскую деревню Кара-Кала пришли русские бородатые старцы. Они пророчествовали, молились на иных языках и прыгали в духе (радели). Именно после их пророчества большинство жителей деревни собрали свои пожитки и уехали в Америку, опасаясь большого бедствия.
Через 14 лет после этого события пророчество исполнилось и наступило время невообразимых ужасов для Армении, известное как армянский геноцид. Турецкие войска перешли границу Армении и вырезали 1,5 миллиона незащищенных армян.
Подробно об этой истории, а также о пророчестве Ефима Клубникина я писал здесь.
Но в конце 19 века в движении молокан начался кризис. Произошли несколько крупных расколов, и молокане начали массово переходить в баптизм. В первые десятилетия баптисты, в основном, распространялись только в молоканской среде. В тех городах, где раньше были крупные молоканские общины, появились крупные баптистские церкви. К примеру, первый русский баптист, Никита Воронин, до своего обращения был пресвитером молоканской общины города Тифлис (его историю я описывал здесь).
Также, такие известные евангельские лидеры, как Иван Проханов, Василий Павлов, Дей Мозаев и Иван Жидков, были выходцами из молокан.
На сегодняшний день молоканские общины в России немногочисленны, а в некоторых регионах находятся на грани исчезновения. На Кавказе сохранились всего лишь несколько молоканских деревень, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь могущественно двигался Бог.
Рекомендую посмотреть несколько видео
Поделитесь этим блогом в соцсетах!
А также подписывайтесь на наши странички:
Roman Savochka в Facebook, ВКонтакте, odnoklassniki, Instagram, Telegram.
Очень бредовая статья.
ОтветитьУдалить