Хлебопреломление (причастие, евхаристия, вечеря Господня или communion) это таинство, которое практикуется практически всеми христианами.
Но не смотря на то, что все церкви практикуют причастие, среди христиан существует много разных взглядов на истинное значение, суть и обряды евхаристии.
В одних церквях вино для хлебопреломления принципиально разносят в одной чаше для всех людей, в других наливают в маленькие стаканчики индивидуально для каждого. В одних церквях разносить причастие имеют право только рукоположённые диаконы, в других это делает группа порядка. Одни церкви используют строго вино, а другие - простой виноградный сок. В одних церквях участвовать в вечере Господней имеют право только члены церкви, принявшие водное крещение, в других - все подряд.
Наблюдая такое количество различий, я приведу к вашему вниманию 5 самых известных взглядов на причастие среди современных христиан.
1). Real presence (физическое присутствие) это учение, которого придерживается католическая церковь. Они верят, что после того, как рукоположённый священник помолился за евхаристию, то хлеб и вино теряют свои натуральные свойства и превращаются в тело, кровь, душу и божественность Иисуса Христа. Этот процесс превращения называется Transubstantiation.
Фома Аквинский аргументирует это тем, что Иисус на тайной вечере, указывая на хлеб, сказал: «Это - тело Моё», а не «Этот хлеб - тело Моё.
Стоит отметить, что хлеб у католиков должен быть только пшеничным, а вино - только виноградным. Они считают евхаристию большим таинством и учат о том, что как еда питает наше физическое тело, так евхаристия даёт нам духовную еду и необходима для спасения души.
После евхаристии, по их учению, оставшиеся плоть и кровь не превращаются назад в хлеб и вино. Они остаются плотью и кровью Христа. Поэтому остатки ни в коем случае нельзя выбрасывать или пренебрежительно к ним относиться.
Стоит отметить, что лютеране придерживаются похожей точки зрения о хлебопреломлении.
2). Pneumatic presence (духовное присутствие) это учение, выдвинутое Жаном Кальвином, которого придерживаются многие протестантские церкви, особенно те, которые имеют реформированную теологию.
Они верят, что после того, как была совершена молитва за вечерю Господню, Иисус присутствует в хлебе и вине не физически, а духовно. Иоан Дамаскин сформулировал это так: «Хлеб и вино это видимые символы невидимой духовной реальности».
Церкви, придерживающиеся этой точки зрения, очень серьёзно относятся к хлебопреломлению и считают, что только члены церкви, которые не имеют греха, могут принимать в этом участие. Если же человек ест и пьёт не достойно, то он ест и пьёт в осуждение себе.
1-е Коринфянам 11:27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
3). Memorialism (воспоминание) это теория, выдвинутая Ульрихом Цвингли, которая упростила взгляд на таинство евхаристии. Цвингли считал, что вечеря Господня является просто символом, который верующие совершают для воспоминаний страдания Христа. По его учению Христос не присутствует в хлебе и вине ни духовно, ни физически, а только в сердцах верующих людей. Эта теория являлась популярной среди анабаптистов, которые тоже видели в евхаристии просто обряд, и не больше того. Хлеб и вино в данном случае - чисто символические, и они не несут никакого проклятия или благословения верующему.
4). Suspension (прекращение) это теория, которую выдвинул английский проповедник Джордж Фокс, и которой сегодня придерживаются английские квакеры и Армия Спасения.
Суть этой теории такова: хлеб и вино являются просто символами, как и омовение ног, которых не обязательно сегодня придерживаться.
Квакеры считают, что для спасения нужно только духовные перемены, и никакие физические атрибуты для спасения не нужны. По этой логике они также отвергают водное крещение, ссылаясь на разбойника на кресте, который получил спасение только попросив прощения у Иисуса.
А вот официальная позиция Армии Спасения: «Армия Спасения никогда не говорила, что использовать таинства это неправильно, и не отрицает, что другие христиане получают благодать от Бога через таинства. Скорее, Армия Спасения считает, что можно жить святой жизнью и получать благодать от Бога без использования физических таинств и что они не должны рассматриваться как неотъемлемая часть становления христианина».
5). Это гибридная теория, которая балансирует между теориями Жана Кальвина и Ульриха Цвингли. Большинство современных евангельских церквей находятся где-то здесь. Традиционные пятидесятнические церкви считают хлебопреломление большим таинством и относятся к нему с трепетом. С другой стороны для многих современных харизматических церквей это просто воспоминание страданий Иисуса Христа...
А какой теории придерживаетесь вы?
Поделитесь этим блогом в соцсетах!
А также подписывайтесь на мои странички в Facebook, ВКонтакте, odnoklassniki, Twitter, Google+, Instagram, Telegram.
Замечательно о причастии написал книгу Джозеф Принс. http://www.thirstofheaven.com.ua/?p=4856#more-4856 Ничего лучшего не читала до сих пор, наконец-то поняла что такое истинное причастие.
ОтветитьУдалить