четверг, 20 июля 2017 г.

Пробуждение на Кавказе. История Никиты Воронина


На протяжении многих веков православие в России было доминирующей религией. Все попытки евангельского христианства проникнуть в империю после реформации в Европе жёстко подавлялись как господствующей религией, так и государством. Даже несмотря на то, что в Российской империи жили много немецких колонистов-менонитов, им строго-настрого запрещалось «обращать в свою веру» местное население. 

Но несмотря на жесткую религиозную политику, в середине 19 века в России вспыхнуло великое евангельское пробуждение. Я понимаю, что в это трудно сегодня поверить, но очагом первого евангельского пробуждения в России стал Кавказ. Главной фигурой того пробуждения является человек, которого историки называют первым русским баптистом, по имени Никита Воронин.
Никита Воронин родился в Саратовской губернии в семье, которая принадлежала к религиозному движению молокан. Когда мальчик был подростком, его родители переехали на Кавказ в город Тифлис (современный Тбилиси). Дело в том, что в начале 19 века молокане начали стекаться на Кавказ со всей Российской Империи. Кто-то из них уезжал добровольно, так как в их среде были пророчества о том, что скоро наступит тысячелетнее царство, а кто-то был сослан туда в ссылку за свои религиозные убеждения.

По приезду в Тифлис Никита стал большим ревнителем молоканского культа, а в возрасте 30 лет его избрали пастором местной общины. Этот случай был беспрецедентным для молокан, так как у них очень сильно был развит культ старцев. Стоит отметить, что молоканская община в Тифлисе была одной из самых крупных не только на Кавказе, но и в России в целом.

Параллельно служению в общине Никита Воронин продолжал заниматься чайным бизнесом, который ему достался по наследству от родителей. Будучи состоятельным человеком и имеющим солидное положение в своей религиозной общине, Никита продолжал ощущать духовную пустоту. 

Но однажды в его чайный магазин зашёл книгоноша Библейского общества Яков Деляков (Каша Ягуб, иранец по национальности) и подарил ему Новый Завет на русском языке. Никита очень заинтересовался подарком и начал читать его напролёт, днём и ночью. Чем больше он читал Новый Завет, тем больше понимал, что в учении молокан есть расхождения с Библией. Дело в том, что в молоканских доктринах были проблемы с триединством, христологией, а также они не принимали водного крещения и отрицали причастие. (Учение молокан очень сильно схоже с английским движением квакеров). Но больше всего Никиту беспокоил вопрос о водном крещении. 

Через какое-то время Яков Деляков познакомил Воронина с пастором немецкой общины в Тифлисе- Мартином Кальвельтом. Кальвельт не только наставил Воронина на путь истины, но и ночью 20 августа 1867 года крестил его в реке Куре в Тифлисе. Никита Воронин стал первым русским христианином, который принял водное крещение по вере в зрелом возрасте. 

После принятия водного крещения, Никита Воронин начал усердно трудиться среди бывших единоверцев- молокан. Имея чайный магазин, Воронин все время приглашал людей к себе в гости на чай с печеньем, где в домашней атмосфере рассказывал им Евангелие. (Вот откуда, оказывается, пастор Йонги Че спёр идею домашних групп:).
Его домашние служения начали пользоваться огромным успехом, поэтому вскоре Никита вынужден был выйти из молоканской общины. После чего он и организовал первую баптистскую церковь в России. 

Основаная им община быстро росла, так как много бывших молокан приходили к Богу и принимали водное крещение по вере. Также на его служения начали стекаться представители интеллигенции и военные, которых в Тифлисе было много в связи с русско-турецкой войной. 

Постепенно огонь пробуждения распространился на весь Кавказ, в результате чего евангельские общины, как грибы после дождя, появлялись во многих городах и деревнях южной России. 

Через пару лет, спохватившись, царское правительство выслало Никиту Воронина в ссылку, но огонь пробуждения уже было не остановить…

Сегодня, по исследованиям историков, пробуждение, вспыхнувшее на Кавказе, является одним из первых и одним из самых мощных пробуждений в России. На уровне с пробуждением в Петербурге (о котором я писал здесь) и пробуждением в Херсонской губернии (о котором я писал здесь), оно положило основание евангельскому христианству среди славян. А для меня лично оно указывает на то, что может сделать Бог через жажду, ревность и послушание одного человека. 

Может ты будешь следующим?


Друзья, сделайте пожалуйста репост, чтобы вдохновить других этой историей.
А также подписывайтесь на мои странички в соц. сетях, чтобы регулярно следить за новыми блогами! Roman Savochka в FacebookВКонтактеodnoklassnikiTwitterGoogle+Instagram.

Комментариев нет:

Отправить комментарий